В сентябре этого, 2013года, эксплуатационному локомотивному депо на станции Ишим исполнилось 100 лет. Немного истории...
Локомотивное депо Ишим берёт своё начало с располагавшихся на этом месте мастерских. В 1909 году, когда шла прокладка железной дороги Тюмень-Омск, в Ишиме стало строиться паровозное депо. Первоначально ограничились шестью ремонтными канавами. Освещения, тепла, которое давали две печки, недоставало, оттого деповчане работали с фонарями и в верхней одежде. Одновременно со строительством зданий шел монтаж круга для разворота паровозов и их постановки на канаву. Шаг за шагом ишимцы возводили своё предприятие. В 1913 году депо заработало. На маневровой работе тогда использовались паровозы серии Ов и Од, для вождения грузовых поездов - Эм, пассажирских – С и Су. С ростом объёмов перевозок увеличивалось количество паровозов. В депо для их ремонта добавили ещё семь канав, появились новые цеха: электрогазосварочный, точных приборов, промывки, литейный. Была построена и пущена в эксплуатацию эстакада. Ручной процесс экипировки паровозов углём сменился механизированным. Оснащение депо новым, более прогрессивным оборудованием, оснасткой, повышение квалификации кадров не могли не сказаться на повышении качества ремонта, сокращении его сроков. Простой паровозов в ремонте сократился с двухсот до 24 часов. Росло и мастерство машинистов. М.М. Иванов, Н.С. Хрущёв, изучая паровозы и повышая классность, стали уверенно водить пассажирские поезда, а машинист Блохин повёл первый пассажирский поезд на участке Ишим – Называевская на паровозе СУ. Год за годом предприятие оснащалось новой техникой, совершенствовалась технология ремонта, росло число ремонтных бригад. Одним из руководителей ремонтной службы тогда был старший мастер А.С. Смирнов. С 1913-го по 1920 год в депо уже было построено пятнадцать смотровых и ремонтных канав. Буквально ежемесячно увеличивался штат машинистов. Машинисты тридцатых годов прошлого века И.П. Попека, М.А. Малинин, П. Тосик, А.Ф. Юдичев и многие другие успешно освоили паровоз Су и уверенно водили пассажирские поезда. Во время Великой Отечественной войны локомотивные бригады стали брать повышенные социалистические обязательства, работать под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы». В депо Ишим организовывались колонны передовиков производства, была создана комсомольская колонна, руководил которой машинист-инструктор А.С. Горбачёв. Локомотивные бригады, не считаясь со своим личным временем, с честью выполняли принятые обязательства, соблюдая при этом технику безопасности вождения поездов. В 1942 году по приказу Министерства обороны СССР для участия в военных действиях в депо Ишим был построен бронепоезд «Патриот». Его повели опытный машинист Александр Иванович Соколов, помощник Николай Максимович Шатилов и кочегар Иван Федорович Степанов. После окончания Великой Отечественной войны поток перевозимых грузов значительно возрос, увеличились средний вес и скорость движения поездов. Чтобы успешно справляться со всё возрастающими грузоперевозками, работники депо находили новые формы и методы работы. Актуальным в то время был лозунг «Всё для восстановления народного хозяйства СССР». В 1956 году на железной дороге была введена двойная тяга. Это привело к увеличению количества паровозов в депо до ста двадцати, к организации колонн тяжеловесников. Резкое увеличение количества локомотивов повлекло за собой рост численности ремонтных рабочих. Коллективы ремонтников боролись за увеличение межремонтного пробега паровозов. Особенно выделялась комплексная бригада под руководством участника войны, Героя Социалистического Труда, почётного железнодорожника, делегата XXII съезда КПСС Виктора Алексеевича Петухова. А машинисты паровозов уже стали водить грузовые поезда общим весом до 4 тысяч тонн. Скорость движения грузовых поездов достигла 70 километров в час, пассажирских – ста. Пассажирской колонной машинистов руководил опытный машинист-инструктор, почётный железнодорожник, делегат XXIII съезда КПСС А.Ф. Юдичев. Несмотря на постоянное увеличение числа поездов, он отправлял их всегда вовремя и точно по расписанию. Вели эти поезда передовики производства, заслуженные работники железнодорожного транспорта А.В. Левша, П.Л. Путилов, Н.А. Флисаков, А.П. Киселёв. А всего депо Ишим за 95 лет работы воспитало 102 почётных железнодорожника. Здесь трудилось немало семейных династий - от двух до четырнадцати членов семьи. К последним относится династия Юдичевых. Члены этой большой семьи разных поколений были машинистами и помощниками машинистов, цеховыми рабочими. Семья Юрченко дала депо трех первоклассных машинистов: Юрия, Алексея и Виктора. Дело машиниста Юрия Рубцова достойно продолжили его сыновья. Борьба всего коллектива за повышение производительности, качества и организации труда, культуры производства не могла не дать положительных результатов. Локомотивному депо Ишим первому на сети дорог было присвоено звание «Предприятие коммунистического труда». Во все времена депо везло с руководителями. Они неизменно отличались высокими деловыми качествами, уверенно вели коллектив к новым высотам. В их числе – П. Ананьев, А.И. Смирнов, В.А. Федосеев, Е.П. Соломенцев, в настоящее время – А.Б. Максимов. Из депо вышли люди, сыгравшие впоследствии в жизни города и области существенную роль. Среди них первые секретари горкома партии В.Н. Тюрин и А.П. Дунаев, председатели горисполкома П. Ананьев, Е.Ф. Козлов, С.С. Песоцкий, второй секретарь горкома КПСС А.Н. Ваганов и другие. Молодое поколение работников депо, глядя на ветеранов, старается соответствовать их уровню. Жаль, конечно, что сейчас роль депо сведена до эксплуатационного. В наличии осталось только шесть электричек. Резко сократился и коллектив. Тем не менее коллектив депо старается чётко выполнять свои обязанности, не нарушать инструкции и правила техники безопасности. По-прежнему появляются почётные железнодорожники, люди получают иные награды за свой труд. А значит, жизнь продолжается.
В. АФАНАСЬЕВ. Ишимская правда, 25 декабря 2007 |