Самый быстрый поезд не даёт покоя подросткам, нетрезвым хулиганам и просто обиженным на жизнь.
Говорят, попасть камнем в «Сапсан», который идёт полным ходом, очень сложно. Не успеешь замахнуться, а поезд уже ушёл, но всё же попадаются некоторые умельцы.
Стометровый экспресс на скорости 200 километров в час пролетает мимо за две секунды, с огромной силой рассекая воздух.
Михаил Самарцев — один из немногих пойманных нарушителей. Он умудрился попасть ледяной глыбой в окно шестого вагона.
«Он меня чуть не сбил. Меня в сугроб отшвырнуло. Я со злости просто бросил. Не то, чтобы со злости, не думал куда-нибудь попасть», — признаётся обвиняемый Михаил Самарцев в Московском УВД на железнодорожном транспорте МВД России.
Трижды судимого жителя Тверской области обвинили по статье «вандализм», штраф по статье составляет до 40 тысяч рублей либо предусмотрены принудительные работы. Ущерб железной дороге оценили в 100 тысяч рублей — столько стоит замена оконного блока.
«Четыре человека поймано, нами доставлено дежурной части, против каждого возбуждено уголовное дело», — рассказывает начальник управления ООП Московского УВД на железнодорожном транспорте Владимир Коротков.
— А сколько всего случаев нападения? — На высокоскоростной поезд Сапсан 28 случаев за 7 месяцев. — То есть из 28 случаев… — Четыре, да. Процент задержания таких нарушителей низок, но на месте мы не стоим.
Самые опасные участки в Московской области — Химки, Крюково, станция Подсолнечная в районе Солнечногорска. Ещё больше случаев нападения в Тверской области, а теперь и в Нижегородской, где «Сапсан» начал ходить с 30 июля.
«Приходишь на место происшествия, а там никого нет. Там надо уже спрашивать очевидцев кто видел, как выглядит, молодой, старый. У нас дежурка на Ленинградском вокзале, пока доедут сюда, их нет», — поясняет старшина милиции ОРППСМ на станции Москва-Ленинградская Владимир Лунгу.
Швыряют камни в поезд из-за долгого ожидания электричек, из-за шума и других неудобств.
— Если пораньше отпускают с работы, то приходится, действительно, ждать долго. — Сколько ждать приходится? — Бывает часик, бывает полтора.
— Насчёт «Сапсанов»? Ну да, останавливаются электрички, по полчаса ждут в Крюково, где-то так, пока он не пройдёт.
— Под окнами ездит — живём тут рядом — вот это да! По децибелам, наверное, за 60 будет. Стук колёс, шум, дискомфорт есть.
Обстрел камнями скоростного «Сапсана» тут же стал темой обсуждения в блогах.
Pilot: «…В Тверской отменили электрички, народ мстит». Loki: «У нас тоже электрички отменили! Завтра я соберу всех, и мы пойдём закидывать "Рижский экспресс”… Я уже писал про таких уродов. Сегодня кидают камнями, а завтра что?!». Kotyakleo: «…Это наш народный способ недовольства, потому что все, кто пользуется чем-то дорогим — недорезанные буржуи. Я езжу на таких поездах и при этом далеко не олигарх». Kotyakleo: «…Чем виноваты пассажиры "Сапсана”? Ведь "конкретные пацаны” не против чиновников идут, а против обычных людей…»
«Мало того, что разобьёт окно, это полбеды. Он может нанести непоправимый вред здоровью, вплоть до того, что убить человека», — предлагает хулиганам задуматься о последствиях своих действий начальник управления пригородных пассажирских перевозок департамента пассажирских сообщений РЖД Сергей Сизов.
В РЖД называют главных вредителей — подростки, футбольные фанаты, люди в алкогольном или наркотическом опьянении, любители граффити — от них чисто экономические убытки. В общей сложности за 2009 год ущерб железной дороги превысил 60 миллионов рублей, за 7 месяцев 2010-го — 40 миллионов. Для примера, это стоимость одного 10-вагонного пригородного поезда. С августа этого года меры наказания ужесточили.
Казалось бы, мелкое хулиганство, но может обернуться крупными неприятностями. В несколько раз увеличили штрафы — для гражданских людей с тысячи до 5 тысяч рублей, для юридических лиц — с 3 до 50 тысяч рублей. Кроме того, пойманному нарушителю грозит возмещение материального ущерба и до пятнадцати суток ареста, если судья посчитает причины на то обоснованными.