ОАО РЖД
может ввязаться в новый зарубежный проект — строительство железной дороги в
Эквадоре длиной 1,8 тыс. км стоимостью не менее $10 млрд. По мнению
источников "Ъ", проект связан скорее с политикой, чем с экономикой, и
необходим для усиления влияния России в регионе, богатом углеводородами. Но, по
мнению экспертов, до сих пор ОАО РЖД реализовывало только проекты с
господдержкой, а теперь в условиях бюджетных ограничений ее вероятность
невысока.
Вчера ОАО
РЖД заключило с Министерством стратегических секторов Эквадора протокол о
намерениях, который предусматривает "сотрудничество в области
строительства новых железнодорожных линий" в этой стране. Монополия
сообщила, что Эквадор планирует соединить столицу страны Кито с четырьмя
основными портами на побережье Тихого океана — для этого необходимо строительство
ветки длиной 1,8 тыс. км и инфраструктуры. В ОАО РЖД уточняют, что
документ "рамочный" и позволяет приступить к изучению возможности
реализации проекта. Детали в монополии не поясняют.
По словам
источников "Ъ", дорога может быть построена до портов Гуаякиль,
Пуэрто-Боливар и Эсмеральдас; "компетенции ОАО РЖД однозначно будут
необходимы при проектировании, но как именно будет осуществляться
строительство, о его стоимости и источниках финансирования пока говорить
рано". "Это может быть СП — по аналогии с проектом в Северной Корее,
или подрядчиком может стать одна из дочерних структур — например ООО "РЖД
Интернешнл", которое привлечет на субподряд эквадорские компании",—
предполагают собеседники "Ъ". По мнению одного из них, очевидно, что
при сокращении бюджета РЖД из-за замораживания тарифов естественных монополий
финансироваться проект "будет эквадорской стороной или, возможно, за счет
кредитов". По оценкам главы компании "Infoline-Аналитика"
Михаила Бурмистрова, "стоимость линий протяженностью не менее
1,8 тыс. км с учетом сопутствующей инфраструктуры превысит
$10 млрд".
Источники
"Ъ", знакомые с ситуацией, говорят, что "решение об участии ОАО
РЖД в этом инфраструктурном проекте носит скорее политический, чем
экономический смысл". Они напоминают, что монополия уже участвует в
строительстве железнодорожной инфраструктуры в Сербии — "в первую очередь
для укрепления международных отношений" — и эквадорский проект такой же. "У
российских нефтегазовых компаний есть возможности добычи углеводородов в
Эквадоре, и в стране нужно закрепиться за счет других госкомпаний",—
объясняет один из собеседников "Ъ". "Железная дорога может быть
необходима, например, для транспортировки нефти, но в первую очередь проект
должен подтвердить заинтересованность России в эквадорском рынке в
целом",— считает другой собеседник "Ъ". Он сравнивает проект в
Эквадоре с недавно анонсированными государственной НПК
"Уралвагонзавод" планами по строительству завода вагонов в Африке
(см. "Ъ" от 9 августа), "которая тоже интересна России как
регион для добычи сырья".
Сейчас ОАО
РЖД реализует два международных проекта, остальные находятся в стадии
проработки. Монополия строит и реконструирует железнодорожные участки в Сербии
на пятилетний кредит России $800 млн. В этом году ОАО РЖД завершило в
Северной Корее реконструкцию ветки до порта Раджин. Самым проблемным для
монополии является проект в Ливии по строительству ветки Бенгази—Сирт на
$2,2 млрд, который был приостановлен в 2011 году из-за военных действий.
Михаил Бурмистров напоминает, что ОАО РЖД декларировало по нему убытки около
20 млрд руб. В 2008 году у монополии сорвался проект в Саудовской Аравии,
а в 2011-м — в Алжире.
"Успешными
можно назвать те зарубежные проекты ОАО РЖД, которые связаны с финансированием
за счет средств России,— например, в Иране и Сербии",— отмечает Михаил
Бурмистров. "В условиях жестких бюджетных ограничений у монополии, ВЭБа и
правительства международная экспансия, скорее всего, будет сокращена",—
отмечает аналитик, добавляя, что вероятность реализации проектов в Эквадоре
невысока.
http://kommersant.ru/doc/2331486 |