На сети ОАО «РЖД» начнётся опытное вождение поездов массой 12600 тонн.
Такое решение было принято 30 марта Научно-техническим советом ОАО «РЖД», который провёл старший вице-президент Валентин Гапанович и который был посвящён организации движения поездов повышенного веса и длины с точки зрения экономической эффективности, обеспечения тяговыми ресурсами и готовности инфраструктуры. По его словам, без повышения интенсификации перевозочного процесса компания испытывает многомиллионные потери. И бюджет компании 2015 года будет формироваться уже с учётом и дополнительным упором на организацию движения поездов повышенного веса.
Генеральный директор ОАО «Институт экономики и развития транспорта» Фёдор Пехтерев считает, что в условиях, когда, с одной стороны, пропускная способность инфраструктуры небезгранична, а с другой – в условиях роста экономики требуется увеличение провозной способности сети дорог, нужно искать варианты интенсификации производства. И самым очевидным из них представляется последовательная работа по увеличению веса грузовых поездов. Такой подход позволит одновременно и повысить провозную способность линий, и снизить эксплуатируемый парк локомотивов. В перспективе организация движения тяжеловесных поездов позволит сократить совокупные текущие расходы на продвижение поездов. В среднем экономия составит около 15,5 млрд руб.
На протяжении ряда лет компанией в опытном режиме формируются и отправляются поезда массой 9000 тонн. Как отмечалось на совете, их эксплуатация ставит всё новые вопросы и требует новых решений. Поэтому уже к 1 ноября текущего года будет разработана комплексная программа движения тяжеловесных поездов и представлена на рассмотрение Экспертного совета по инвестиционным проектам ОАО «РЖД».
Программа будет включать в себя план-график поэтапного приведения железнодорожной инфраструктуры на выделенных направлениях к требованиям корпоративной системы стандартизации, а также её развития, с выделением этапности ввода поездов массой 9000 тонн частотой курсирования в 2, 4, 8 и 12 поездов в сутки и на возможные размеры движения на перспективу до 2020 года.
Как отметил первый заместитель генерального директора ОАО «НИИАС» Ефим Розенберг, возможность пропуска поездов весом 9000 тонн уже есть на сквозном направлении с Кузбасса на Северо-Запад, Центр и Юг, даже при существующей инфраструктуре. Впрочем, из-за энергетических ограничений здесь во время пропуска тяжеловесов вероятна отмена обычных поездов. При модернизации устройств энергетики сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) и связи от отмены поездов можно будет отказаться. Нововведения, связанные с эксплуатацией поездов повышенного веса, коснутся и специалистов связи.
При разработке мероприятий по этому хозяйству первоочередное внимание будет уделяться обеспечению тоннелей системой передачи данных по радиоканалу, обеспечению сортировочных станций ретрансляторами, действующими в диапазоне 160 МГц, и поэтапному переходу от системы поездной радиосвязи диапазона 2 МГц к системе поездной радиосвязи диапазона 160 МГц.
В рамках развития организации движения поездов повышенного веса ОАО «РЖД» будут организованы школы передового опыта вождения тяжеловесных поездов и обучения локомотивных и ремонтных бригад особенностям обслуживания новых грузовых локомотивов.
Ещё одно принятое в рамках научно-технического совета решение коснётся вагонного парка. Так, до 1 июля 2012 года департамент по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политике ОАО «РЖД» подготовит предложения о внесении дополнений в тарифное руководство, направленных на стимулирование обращения вагонов повышенной грузоподъёмности – габарита Тпр. А другие структурные подразделения ОАО «РЖД» к тому же сроку предоставят (совместно с заинтересованными грузоотправителями, грузополучателями и операторскими компаниями) свои предложения по маршрутам курсирования с вагонами этого габарита.
В ходе совещания было решено провести опытные поездки поездов массой 12600 тонн и рассмотреть вопрос ввода в действие «Инструкции по организации обращения грузовых поездов повышенного веса и длины на железнодорожных путях общего пользования ОАО «РЖД» с максимальной массой соединённого грузового поезда 12600 тонн.
Справка «Гудка»
С 2005 года унифицированная масса грузового поезда на сети железных дорог составляет 6000 тонн с длиной состава в 71 условный вагон.
Инфраструктура основных направлений сети подготовлена к пропуску таких поездов, а на отдельных участках железных дорог уже освоено обращение поездов 9000 тонн и сдвоенных массой 12000 тонн.
Ключевым моментом развития тяжеловесного движения является необходимость увеличения в 1,5 раза станционных путей.