РЖД будет сдавать вокзалы в аренду. Кому нужен Мурманский?Как стало известно «Ъ», сегодня ОАО «РЖД» объявит о начале публичного конкурса на передачу в аренду на 25 лет инфраструктуры 353 вокзалов, находящихся в управлении дирекции железнодорожных вокзалов. Об этом сообщили сразу несколько источников, знакомых с ситуацией. По их словам, новый инвестор передаст ОАО РЖД контрольный пакет компании, выигравшей конкурс, и займется привлечением около 600 млрд руб. на развитие, модернизацию и реконструкцию вокзальных объектов - в том числе технологических помещений и торговых площадей. В ОАО РЖД вчера отказались от комментариев. Сейчас инфраструктурой вокзальных комплексов управляет ОАО «РЖД - Развитие вокзалов» (РЖД-РВ), 75% акций которого принадлежит «Системе-сервис» Сергея Пака, а 25% акций - дочерней компании ОАО РЖД «Баминвест». Но, как заявил вчера глава монополии Владимир Якунин, ОАО РЖД решило приобрести 51% акций РЖД-РВ: принятое решение учитывает «важность работы по реконструкции вокзалов», что позволит «активнее и сознательнее управлять процессом развития вокзальных комплексов». Сделка должна получить одобрение совета директоров ОАО РЖД. Господин Якунин подчеркнул, что сделка согласована с частными инвесторами и не направлена на их «оттеснение». По его словам, «они заинтересованы в том, чтобы со стороны РЖД была долгосрочная, понятная политика». По словам одного из собеседников «Ъ», конкурс на передачу в аренду вокзального имущества завершится уже после закрытия сделки по передаче ОАО РЖД контрольного пакета РЖД-РВ. Тем самым фактически монополия вернет себе эту компанию: в 2009 году она была учреждена «Баминвестом»; в 2011 году владельцем 75% акций стал НПФ «Благосостояние» (управляет пенсионными деньгами ОАО РЖД); затем этот пакет выкупила «Система-сервис». По словам одного из собеседников «Ъ», это было «промежуточное решение для реструктуризации бизнеса, привлечения инвестиций в проект и начала процедуры передачи контрольного пакета компании ОАО РЖД». Нынешняя передача акций должна состояться «без монетизации», говорит он, оформление сделки продумывается. Что получит за «Система-сервис», неизвестно. В РЖД-РВ от комментариев отказались. Начальник дирекции железнодорожных вокзалов (ДЖВ) Сергей Абрамов пояснил «Ъ», что после передачи монополией акций РЖД-РВ компания смогла заняться развитием инфраструктуры вокзальных комплексов и транспортно-пересадочных узлов без обременения для ОАО РЖД. «Только в 2013 году РЖД-РВ удалось привлечь проектное финансирование на сумму более 7 млрд инвестиций»,- пояснил он. Он добавил, что в ближайшие десять лет ДЖВ предстоит реализовать масштабные проекты с привлечением до 600 млрд руб. Господин Абрамов не исключил, что к проекту привлекут иностранцев: «Ведутся переговоры с южнокорейскими инвесторами, подписан меморандум с канадской Trinity Development Group о готовности инвестировать в инфраструктурные проекты 50 млрд руб.». Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий считает, что на вокзалы в крупных городах есть серьезный спрос со стороны инвесторов. Уникальность вокзалов в крупных городах в том, что через ограниченное пространство проходит огромный поток потенциальных потребителей дополнительных услуг, что гарантирует прибыль, пояснил эксперт. Но привлекательность конкурса зависит от условий, добавил он: если стоимость аренды будет слишком высока, а финансовые условия обременительны, круг инвесторов сократится.
http://nord-news.ru/news/2013/10/18/?newsid=55272
|